Статья "Психологические особенности беременной женщины"

Психологические особенности беременной женщины.

 

Беременная женщина – человек особый. С изменившимся, обостренным эмоциональным мировосприятием, с повышенной требовательностью к окружающим и ранимостью, со вновь возникшим чувством огромной ответственности за себя как носителя и создателя новой жизни и за саму эту новую жизнь в своем теле. Все это является стрессовым фактором.

Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как стадия полоролевой идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром.

Сегодня отечественная медицина признала необходимость не только медицинского наблюдения беременной женщины, но и изучения особенностей ее психики и осуществления психологической помощи в подготовке к родам и подготовке к жизни с появлением нового члена семьи.

Беременность, роды и материнство – это определенные ступени формирования зрелой женской идентичности. И эти этапы связаны между собой таким образом, что от того, насколько полно женщина проживет предыдущий этап, зависит возможность прохождения следующего.

Рассматривая беременность как стадию развития, можно выделить основные отличительные характеристики этого периода. Эти изменения затрагивают как психофизиологический, так и психологический уровень.

На психофизиологическом уровне выделяют изменения в следующих сенсорных областях.

Акустическая: беременным часто не нравится громкая музыка, они часто предпочитают классическую или медитативную музыку. Они вздрагивают, когда слышат громкий звук или внезапный шум.

Визуальная: многие женщины сообщают об изменениях в зрительном восприятии, в частности, эмоциональных реакциях на визуальные стимулы, такие, как изображения уродств, жестокость, неприятные события; в то же время беременные начинают глубже чувствовать красоту и гармонию. Они так же более чувствительны к цветовым сочетаниям.

Кинестетическая: большинство беременных женщин становятся более чувствительными к способу прикосновения к ним и другим тактильным сигналам.

Запах: появляется более дифференцированное чувство обоняния. Поскольку сильные запахи могут быть вредны для будущего ребенка, а некоторые запахи действуют на мать целебно и успокаивающе, более дифференцированное обоняние позволяет ей избегать или искать определенные запахи и их источники.

Вкус: многим беременным женщинам не нравятся определенная пища и напитки, так же, как вещества, которые являются вредными для нормального развития плода, например, никотин, алкоголь, кофеин и т.п. Однако беременные часто начинают бессознательно употреблять в пищу те продукты, в которых имеются необходимые питательные вещества.

Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом синдроме беременности – это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения, и заканчивается не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами.

На первом этапе женщины чаще всего испытывают аффект осознания себя беременной. Чем выше социальный и интеллектуальный уровень беременной женщины, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью.

Часто женщины первое время «полагаются на волю случая», подсознательно желая, чтобы все разрешилось «само собой» (например, выкидыш или необходимость прерывания беременности по медицинским показаниям). Если беременность не была запланирована, в большинстве случаев женщина обращается в консультацию с опозданием, когда беременность уже становится очевидной для нее самой и ей не остается ничего иного, кроме принятия себя в новом качестве. Это явление характеризуется как симптом принятия решения. Для данного симптома характерно подсознательное отделение себя женщиной от факта собственной беременности; в этот момент как бы существует два полюса: « Я и беременность». И в сомоощущениях делается акцент на себе (на своем «Я»), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке.

Следующим этапом развития синдрома беременности является рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я в положении» (симптом нового «Я»), который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме.

Особого внимания заслуживает симптом эмоциональной лабильности, который в той или иной степени присущ всему периоду беременности. Под этим симптомом подразумевается эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. У некоторых женщин возрастает пассивность и появляется ощущение высшей удовлетворенности и наслаждения. У других в это время наступает легкая депрессия и усиливается физическая активность, возможно, потому, что беременная пытается отрицать новое ощущение собственной пассивности. Колебания настроения могут выражаться во внутреннем напряжении различной степени – от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности.

С момента осознания и внутреннего принятия себя беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к беременности. В.И.Брутман и М,С,Радионова считают, что даже самая желанная беременность окрашивается противоречивым аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм, надежда и настороженное ожидание, страх, печаль. Здесь и опасения, и страхи, связанные с предстоящими родами, иногда доходящие до паники («Вынесу ли я роды?»); и неуверенность в своих способностях родить и стать полноценной матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность возможным ухудшением материального положения своей семьи, возможным ущемлением личной свободы; и, наконец, переживанием своей телесной метаморфозы и связанной с этим сексуальной непривлекательности.

По мере осознания беременной своего нового качества высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого амбивалентного комплекса.

Далее возникает характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка (симптом принятия новой жизни в себе). Этот этап чаще всего наступает тогда, когда женщина начинает ощущать первые шевеления плода. Ребенок своими движениями как бы заставляет признать себя отдельным человеческим существом со своей собственной жизнью, которой мать управлять не может.

По мере роста плода чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщина в этот период начинает трактовать поведение будущего младенца: «проснулся», «веселится», «беспокоится» и т.п. Наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца, его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона.

Некоторые женщины настолько погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сензитивными и внушаемыми, беспомощными и «размягченными». В этот период беременности возникает внутренний диалог матери с ребенком. Особое эмоциональное состояние способствует формированию образа ребенка, который включается в самосознание женщины. Этот образ наполняется особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно охарактеризовать как «со-единство», «сроднение».

Симптом принятия новой жизни в себе представляет собой вершину синдрома беременности, являясь своеобразным индикатором восприятия, переработки и оценки женщиной опыта этого психофизиологического состояния. Он характеризуется надвигающейся ответственностью за судьбу ребенка, снами, мечтами и фантазиями о нем.

Далее наступает симптом завышенных притязаний, внутри которого следует разделить феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, может манипулировать окружающими. Изменяется и восприятие мужчины, который превращается в отца будущего ребенка. Большинство мужчин, подсознательно ожидая изменения социометрического статуса и свою ненужность (связанную с перспективой появления другого значимого человека в жизни своей женщины), на сознательном уровне скрывают вызванную этим тревогу, реализуя свои новые ощущения в неосознанном избегании жены. Таким образом, женщина оказывается лишенной мужской поддержки в тот момент, когда она больше всего нуждается в ней.

Все это усугубляется еще и тем, что большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию по отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В данном случае уместно говорить о симптоме ощущения депривации, сопровождающемся духовным отчуждением.

Начиная с периода в 20- 25 недель возникает еще одна проблема, заслуживающая особого внимания. Физиологические изменения, происходящие с беременной женщиной, нередко делают для нее невозможной полноценную сексуальную жизнь, что создает или увеличивает дистанцию в общении с мужчиной. Перечисленные факторы могут способствовать возникновению симптома сексуальной непривлекательности периода беременности.

Следующим и одним из более ярких и эмоционально насыщенных симптомов является симптом страха перед родами. Вероятно, каждая женщина в некоторой степени испытывает внутренний конфликт, который выражается, с одной стороны, в желании, наконец, родить, а с другой стороны, избежать родов. С одной стороны она ожидает благополучного завершения беременности, с другой стороны, роды вызывают страх и беспокойство. На степень психической незащищенности женщин перед родами указывает то, с какой легкостью большинство из них соглашаются на применение любых обезболивающих препаратов, не думая о возможных последствиях для ребенка.

Одним из последних симптомов, переживаемых женщиной в период беременности, является симптом нетерпения. Женщина испытывает нарастающее нетерпение и возбуждение, связанное с уже надоевшей беременностью, и непреодолимое стремление к ее окончанию. В этот же период наблюдаются характерные колебания настроения: от радости, потому что ребенок вот-вот станет реальностью, до различных сознательных и бессознательных тревог всех беременных (о возможности смерти от родов, о том, нормальный ли ребенок и не повредят ли его во время родов). Некоторые женщины испытывают радостное возбуждение от того, что снова смогут играть активную роль при родах и оставить вынужденно пассивную роль беременной.

Завершающим симптомом синдрома беременности является пигмалионизация родившегося ребенка: переход в восприятии матери от его фантастического образа к реальному.

Описанный синдром беременности является типичным для периода беременности у всех женщин. Вместе с тем его симптомы могут быть в разной степени выражены в каждом конкретном случае.

Наиболее важными факторами, говорящими о характере переживания женщиной своей беременности, являются желанность и не желанность ребенка.

По результатам исследования С.Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству:

  1. Низкий уровень готовности к материнству (23% от всей выборки) характеризуется наличием колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности. Эти женщины скупо и формально отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к не родившемуся ребенку (многие не переживали чувства общности с ним, не придумывали имя, не представляли себе малыша). Они преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима, были сторонницами «строгого» воспитания. Такие матери чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к собственной матери и строгое отношение родителей, редко играли с куклами; отдавали предпочтение детям старше трех лет.
  2. Высокий уровень наблюдался у 27% испытуемых. Эти женщины не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, радовались, узнав о беременности. Они отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касающиеся их отношения к своему ребенку (разговаривали с ним, прислушивались к шевелению, реагировали на него какими-либо действиями). Ориентировались на соблюдение мягкого режима (кормить по потребности ребенка, чаще его брать на руки и т.п.) все они имели в детстве благоприятный коммуникативный опыт: испытывали привязанность к матери, ласковое отношение собственных родителей, любили играть с куклами. Все отметили, что любят детей младенческого возраста.
  3. средний уровень составили 50% матерей; их ответы были частично сходны с ответами в первой группе и частично – во второй. У них наблюдалась противоречивая установка на воспитание (они не собирались часто брать ребенка на руки, не были сторонницами кормления по часам . т.д.) половина из этой группы отметила отсутствие привязанности к матери, их ранний коммуникативный опыт был неоднозначным. Треть группы отдавала предпочтение играм в «дочки-матери», а половина отмечала, что любит детей до года, остальные - постарше.

Конечно наша задача поддерживать вторую группу и прикладывать все усилия для перевода как можно большей части беременных из третьей группы во вторую, показав все плюсы именно ее беременности и при необходимости разобрать их ранний негативный опыт общения с собственными родителями, показав, что возможны совсем другие отношения родителей и детей.

По происхождению беременность разделяют на случайную и запланированную. Случайной является та беременность, которая является нежеланной или неожиданной для супругов. Запланированная делится на запланированную обоими партнерами и планируемую только женщиной.

Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от личностных установок женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, в котором она живет. Н.В.Боровикова и С.А.Федоренко выделили следующие мотивы сохранения беременности. Первые два мотива проявляются как на бессознательном уровне, так и на сознательном уровнях, остальные обычно не осознаются женщинами.

  1. Беременность ради ребенка (6%) – наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины в материнстве и готовность к нему. Он характерен для социально зрелых, лично состоявшихся, а также одиноких женщин в возрасте.
  2. Беременность от любимого человека (3%) – способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека, символ «светлого» прошлого или настоящего, который женщина хочет пронести через всю жизнь.
  3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям (24%) – этот мотив обычно присущ молодым девушкам из обеспеченных семей или вышедших замуж по расчету, когда пожилые родители не имеют внуков (то есть они рождают ребенка не для себя, а для своих родителей). Следует отдельно выделить беременность для мужчины. При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.
  4. Беременность как протест (12%) – это «беременность назло» значимому мужчине или родителям. Такое поведение свойственно молодым девушкам. Беременность носит характер протеста, вызова, противостояния миру взрослых, является для женщины драматической и часто тяжело травмирует ее психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата к прежним отношениям.
  5. Беременность ради сохранения отношений (16%), когда женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести нечто новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом.
  6. Беременность как отказ от прошлого (8%) – в этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Нередко символизирует начало нового этапа в жизни и наиболее часто встречается у женщин с «туманным и бурным» прошлым.
  7. Беременность как уход от настоящего (5%) преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье. Они пытаются уйти от собственных проблем в своего ребенка, заместить свою жизнь его жизнью.
  8. Беременность ради сохранения собственного здоровья (26%) – мотив обусловлен боязнью причинить вред своему здоровью абортом или утратить возможность деторождения в будущем.

Кроме этого, можно выделить мотив рождения ребенка для получения материальной выгоды, получивший в последнее время достаточно широкое распространение.

Описанные мотивации не существуют в психике женщины в чистом виде, а взаимно дополняют друг друга на фоне доминирования одной из них. Кроме того их присутствие отличается особым мотивационным фоном. Были выделены три таких фона.

Для молодых женщин эту роль часто играют привлекательность неизвестного, стремление к новым острым ощущениям. Решение родить ребенка обычно характеризуется недопониманием степени ответственности материнства, что обусловливается прежде всего незрелостью и несформированностью личности.

Для женщин более старшего возраста (после 25 лет) решение сохранить беременность может определяться стремлением «не быть хуже других». Особенно ярко это проявляется у женщин, несколько лет состоящих в бездетном браке. В этом случае беременность приобретает положительную окраску: ребенок является ожидаемым и желанным, а сама женщина испытывает чувство гордости, связанное со своим новым положением.

Самоутверждение через беременность. Основной характеристикой этого фона является его приобретенность. Он навязывается женщине в процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса прививаемых ей с детства психологических установок.

В работе с беременными следует учитывать все эти психологические характеристики.

Наши занятия проводятся в Кисловодском родильном доме.

Программа называется «Школа для мам и пап» и включает в себя комплексную подготовку беременных и их мужей, основываясь на медико-физиологическом, социально-психологическом и психологическом подходах. Занятия проводят, кроме психолога, врачи акушеры-гинекологи, неонатологи, акушерки, юрист. В содержание занятий входят традиционные медицинские и бытовые вопросы (питание, режим труда и отдыха, посещение врача, поведение при родах, подробный разбор физиологических и психологических изменений во время периода беременности, родового и послеродового периодов и т.д.), также разбираются и вопросы, возникающие у будущих матерей.

Специфика занятий предусматривает использование различных форм взаимодействия практического психолога и пациентов: лекции, беседы, дискуссии, психо-тренинги, ролевые игры, дыхательные упражнения, релаксационные техники и др. Важное значение в системе занятий имеет неотсроченная обратная связь о происходящих изменениях в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах будущей матери.

Образовательная программа преследует цель информировать будущих родителей о физиологических механизмах деторождения, особенностях режима, питания, выполнения правил гигиены во время беременности, родов и в послеродовый период, правилах ухода за ребенком, принципах грудного вскармливания, познакомить беременных с юридической правовой помощью, которую они имеют право получить. Так же применяется воспитательная программа, которая предусматривает воспитание чувства материнства, родительства посредством формирования духовной связи между родителями и еще не рожденным ребенком. Большое внимание уделяется уменьшению невротических проявлений с помощью психотерапевтических методов, ориентировке на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители. Образовательная и воспитательная программы направлены в первую очередь на создание внешних и внутренних условий для гармоничного формирования перинатальных матриц плода, что позволяет обеспечить устойчивое психоэмоциональное состояние женщин.

Конечно же стоит упомянуть и базовые перинатальные матрицы С.Грофа. он считает, что перинатальный опыт проявляется в четырех типичных паттернах переживаний, который глубоко соответствует четырем клиническим стадиям биологического рождения, которые он и назвал базовыми перинатальными матрицами.

Биологическая основа первой перинатальной матрицы – опыт симбиотического единства ребенка и матери во время его внутриматочного существования.

Если мать сознательно вынашивает дитя, чувствует симбиотическую связь с ним, посылает ему позитивные эмоции, образы, мысли и сама чувствует себя комфортно, то ребенок воспринимает такое поведение матери как поток любви, идущего из питающего окружающего пространства и в блоках памяти бессознательной сферы, на уровне чувственного интуитивного опыта ребенок приобретает позитивный урок, приобретает интуитивное доверие к окружающему миру.

Если же мать, вынашивая ребенка, сама находится в стрессовом состоянии, имеет постоянные источники эмоционального напряжения и с ужасом думает про рождение ребенка и может быть даже допускает в мыслях варианты его смерти, то ребенок ощущает хаос и агрессию окружающего мира. Он чувствует угрозу своему существованию и поэтому интуитивно не доверяет этому миру. И очевидно, чтобы выжить активизирует дополнительные инстинкты, защищаясь от агрессии. Например, инстинкт самосохранения, особенно если он генетически является доминантным.

Позитивные аспекты первой базовой перинатальной матрицы связаны с такими возможностями человека, как умение расслабляться, радоваться жизни, философское мышление и умение впитывать и осознавать абстрактные, безграничные категории, способность к творчеству и хороший иммунитет. А так же проявление такого качества как духовность, чувство гармонии.

Негативный опыт первой базовой перинатальной матрицы приводит к или отсутствию этих способностей или к затрудненному опыту реализации таких возможностей.

Из этого следует, что опыт первой базовой перинатальной матрицы сильно зависит от материнской роли. Эта матрица самая длинная из всех, предшествующих рождению ребенка. И мать имеет колоссальные возможности выполнить столь важную задачу – выстроить базу потенциальных возможностей будущего ребенка, передать ему позитивный опыт первичного общения с окружающим материнским миром, представителем которого и является ее организм и ее психоэмоциональная сфера. Любовь, изливающаяся от матери и может стать фоном для переживания симбиотического единства и породит в блоках сознания ребенка способность к глубоким чувствам и доверие к жизни и миру.

Вторая базовая перинатальная матрица относится к самому началу биологического рождения. О приближении этого периода предупреждают «предвестники» и с первой родовой схваткой начинается период второй базовой перинатальной матрицы. Начинаются внутриматочные сокращения, ребенок ощущает маточные спазмы, изгоняющие его из утробы. Шейка матки еще закрыта или вернее только-только начинает открываться.

Обычная реакция женщин на приход первых схваток – это паника, страх, неуверенность в себе, беззащитность. Симбиотическая связь с ребенком рушится. Ребенок не чувствует поддержки, разочаровывается и пугается.

Эти страдания минимизируются при осознанном отношении женщины к родам и обучении ее некоторым приемам управления своим состояниям и сохранении контакта с ребенком. Это способствует сохранению симбиотического единства, мобилизации сил и благоприятно влияет на развитие родовой деятельности.

Если этот период проходит благополучно и тандем «мать-дитя» слаженно проходит препятствия, то это способствует благоприятному опыту ребенка в плане прохождения через трудности, принятия решения, открытости новому неизвестному

В случае же негативного прохождения через этот период формируется опыт отсутствия выхода.

Третья перинатальная матрица соостветствует стадии когда шейка матки уже открыта и сокращения продолжаются. В борьбе за выживание, согласно инстинкту самосохранения ребенок движется по родовому каналу. Продвигаясь он делает поворот вокруг своей оси, облегчая себе путь. Однако, если мать недостаточно открыта родам, не расслаблена, не включена в динамику родового процесса сознательно, то ребенок испытывает сильнейшее механическое сдавливание, переживает гипоксию, удушье, теряет при этом силы и может получить сильнейшую родовую травму, которая запечатается в его блоках памяти и ослабит его иммунную систему.

При позитивном течении родов и слаженной работе системы «мать-ребенок» рождение не оставляет травмирующей печати на уровне подсознания ребенка, не лишает его позитивного опыта вхождения в новый мир. Естественно, что человек, родившийся плавно и легко имеет предпосылки также легко идти по жизни, осуществляя свой план судьбы.

Четвертая перинатальная матрица соответствует последнему этапу родов, появлению на свет ребенка. После прохождения через препятствия и пребывания в замкнутом пространстве и темноте ребенок вдруг сталкивается с ярким светом. Отсекается пуповина, соединяющая его с матерью, ребенок теряет ощущение единства с матерью и если его уносят надолго от нее, переживает шок от разрыва с питающей и знакомой окружающей средой. В этот момент может быть подкреплено разочарование, что материнская природа агрессивна, враждебна.

Если же ребенка сразу после рождения положили к груди матери и он ощутил единство с ней в новом качестве, то инстинктивно включается сосательный рефлекс и ребенок начинает сосать грудь, получая первое, очень важное питание. И тогда симбиотическая связь ребенка и матери продолжает существовать на новом уровне, приходит к новому равновесию. Такой естественный ход событий формирует у ребенка потенциальные возможности к самореализации, адаптивности и доверие к окружающему миру.

Большое внимание уделяется развитию материнской любви у беременной женщины. Любовь к ребенку, несомненно, находит отражение в личности женщины. Материнская любовь характеризуется специфическими ощущениями. Мать делит с ребенком свое тело, а потом и внимание, заботы, силы, сон, отдых и материальные блага. И все это не жертвы, а обретение себя. Покой ребенка, его здоровый вид, нормальное развитие, каждое новое проявление его крепнущей психики наполняют мать чувством гордого и радостного удовлетворения – это материнская забота и любовь к ребенку, которые придают значение и смысл ее жизни. Материнская любовь воспитывает чувство ответственности. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви, которая всегда была и будет самым сильным эмоциональным чувством. Любовь матери – первая и наиболее значимая сторона родительской любви. Материнская любовь приобретает исключительное значение для ребенка, особенно на начальном этапе его жизни, так как этот период является наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру.

А.И.Захаров выделяет факторы, способствующие созреванию и проявлению материнского инстинкта в виде последующей заботы о детях и любви к ним:

  1. Праобраз материнства. Важность инстинкта материнства и отцовства у прародителей и родителей.
  2. Желание иметь детей, установка на них. При нежелательности ребенка ни один из факторов не может «сработать», то есть материнский инстинкт может не проявиться.
  3. Положительный отклик на беременность. Заранее планируемый день зачатия, ожидаемая задержка месячных, что получает адекватный положительный эмоциональный отклик.
  4. Нежность к зарождающейся жизни. Первое шевеление плода создает волнующее ощущение сопричастности, желание быть с ребенком.
  5. Чувство жалости и сострадания к ребенку. Первый крик новорожденного вызывает у матери чувство огромной радости, как у творца новой жизни, вместе с чувством облегчения и удовлетворения от завершения родов.
  6. Чувство близости с ребенком. Первое прикладывание к груди означает первый опыт соучастия в жизни ребенка, близость чувств и непосредственность ощущений.
  7. Эмоциональная отзывчивость матери. Первая улыбка в ответ на симпатию, доброжелательное, любящее отношение взрослых создает эмоциональный контакт между матерью и ребенком.

Исследователи выделяют факторы, депривирующие развитие и проявление материнской и отцовской любви. К ним относятся: случайность зачатия ребенка; отсутствие желания иметь ребенка; отсутствие любви между супругами; негативный детский опыт общения с собственной матерью; наличие у матери более сильных «конкурирующих потребностей»; развод родителей, пережитый в возрасте до 9-13 лет; отсутствие заботы о ребенке с момента его рождения; наличие у матери ряда неразрешенных психологических проблем; несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу.

В результате влияния данных факторов у женщины складывается отрицательное отношение к своей беременности, проявляющееся в том, что она не стремится защитить плод, негативно настроена на ожидание ребенка, не проявляет заботу о нем, оставаясь «глухой» к сигналам плода. Свою «нелюбовь» при наличии нежелательной беременности женщины могут демонстрировать, согласно исследованиям Л.Б.Шнейдер (2000), следующим образом: пониженная чувствительность к шевелению плода; слабая эмоциональная реакция на факт беременности; игнорирование беременности; избегание медицинской диагностики; попытки самостоятельно прервать беременность; отвращение и брезгливость, направленные на ребенка; поведение матери совершенно не изменяется; общее психологическое напряжение; мучительные фантазии и воспоминания, связанные с ребенком; депрессия и негативный фон протекания беременности.

По сравнению с отцом мать физически более тесно связана с ребенком. Их контакт начинается с момента зачатия и укрепляется в дальнейшем. Физиологическая связь, обусловленная перинатальным периодом развития ребенка, впоследствии является основой для возникновения и установления эмоционально-чувственной связи. Мать и ребенок взаимосвязаны в телесных ощущениях. Посредством физиологического взаимодействия она передает ребенку как осознаваемые, так и неосознаваемые психические состояния. Функции состояний заключаются в их специфическом влиянии на формирование психических свойств и протекание психических процессов, а так же во влиянии на организацию структуры личности в целом. Мать может транслировать ребенку как «позитивные» состояния (хорошее настроение, радость, спокойствие, вдохновение); свою собственную любовь, а так же любовь отца, так и «негативные» (утомление, раздражительность, гнев, досаду и др.)

Большое значение в нашей программе придается роли отца ребенка, как в отношении улучшения эмоционального фона беременной, так и принятия на себя ответственности за физическое и психическое здоровье своего будущего ребенка.

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Идеал отца может быть очень противоречивым и включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях (смена памперсов, кормление, уход за малышом), власть отцов в семье уменьшается. Молодые отцы начинают посещать специальные курсы по подготовке к родам и родительству, иногда присутствуют при родах. Все чаще пары говорят: «МЫ беременные». Но, несмотря на все больший вклад отцов в воспитание и уход за детьми, сильно распространен стереотип о неадекватности, слабости и неумелости современных отцов. Отец по сравнению с матерью чувствует себя некомпетентным и неумелым при взаимодействии с ребенком, что порой приводит к уменьшению или даже избеганию контактов с ребенком. Поэтому на мультисемейной терапии мы применяем психологические техники направленные на преодоление установок общества на ущербность отцовской любви, вселяющие в мужчин чувство уверенности в себе. В результате выполнения упражнений женщины начинают относиться к мужчинам как к равноправным в сфере родительской любви и начинают им больше доверять. Такие занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца с еще неродившимся ребенком.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере, ее состоянию и перспективам человек чувствителен на протяжении всей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность.

С точки зрения А.Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. Родители, как правило, являются для индивида значимыми людьми, поэтому осуществление ими родительской роли отчасти осознанно, а отчасти неосознанно впоследствии копируется в собственной семье: «…какими мы стали родителями, в значительной степени зависит от того, что мы видели, пережили, ощутили в поведении собственных родителей» (А.С.Спиваковская, 2000); «…между структурами супружеских и родительских семей наблюдается прямая зависимость – супружеские семьи в подавляющем большинстве аналогичны родительским, особенности родительской семьи неосознанно воспринимаются детьми в их семьях» (Т.И.Дымнова,1996). Поэтому важно уже в момент беременности обратить внимание будущих родителей на факт значимости их воспитания для дальнейшей жизни их ребенка.

Материнская и отцовская любовь являются составными частями целостного феномена родительской любви; они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостностью.

Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.

Потребность в родительской любви – одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребенок любого возраста. Родительская любовь обеспечивает чувство безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное состояние эмоционально-чувственного мира, учит любить, нравственному поведению и в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю.

А.Лоуэн (1998) отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости; ей присуща потребность в том, чтобы о ней заботились, которая ставит человека в зависимость. Такие люди личностно незрелы. Их отношения с другими обусловлены отсутствием внутренних ресурсов.

Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку. Переживая любовь к своему ребенку, родитель стремится стать для него опорой и, как следствие, ощущает собственную значимость и внутреннюю силу. При невозможности удовлетворить потребность в получении и реализации родительской любви человек страдает сам, а вместе с ним и окружающие. Именно поэтому важно поведение родителей направить на создание у ребенка уверенности в том, что его любят.

Если родительская роль родителями воспринимается как ограничение, то постепенно произойдет принятие данной роли, но реализовываться она будет не в полной мере, а с определенными ограничениями для развития ребенка и себя как родителя. Субъект такой оценки станет ориентироваться на предполагаемое будущее или часто возвращаться к прошлому, а не будет в должной полноте проживать каждый миг настоящего. Рано или поздно такая субъективная оценка приведет к дисгармонии в детско-родительских отношениях и в семье в целом.

Наиболее оптимальной для ребенка, родителей и семьи в целом является восприятие родительской роли, то есть рождения ребенка, как новой возможности для самореализации. Такая стратегия создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, когда происходит соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и ребенка. В связи с тем, что появление ребенка открывает новые возможности для родителей, появление ребенка дает новый толчок для развития семьи и семейных отношений, позволяет наиболее полно реализовать себя как личность. И моя задача будущим родителям это показать, опровергнув их страхи о полной потери свободы и своей личной жизни с рождением ребенка.

Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться искусством, заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и – что не менее важно – физически и психически здорового. Одной из самых важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие пренатальной культуры, или культуры родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни.

Яндекс.Метрика